Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ, согласно п. 5: «Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права»
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим федеральным законом сведений.
По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Границы земельного участка ответчика в установленном законом порядке, не установлены.
Право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения предоставлено собственнику статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации. Виндикационный иск, то есть истребование имущества из чужого незаконного владения, является требованием не владеющего вещью собственника к владеющему несобственнику о возврате ему вещи.
Соответственно, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, должно доказать наличие у него такого права.
границы спорных земельных участков были определены в соответствии с действующим законодательством, участки были поставлены на кадастровый учет, права собственности Ар. и Ак. были надлежащим образом зарегистрированы. Суд также отметил, что у органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствовали какие-либо основания для отказа в постановке земельных участков на кадастровый учет и в государственной регистрации права собственности. Суд пришел к выводу, что заявители приобрели земельные участки законно и являются добросовестными приобретателями.
II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ПОСТАНОВКА НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
42. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июля 1997 г. <1> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего с 28 января 1998 г. до 1 января 2017 г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним являлась юридическим актом признания и подтверждения государством указанных прав. Согласно этой же статье зарегистрированное право на недвижимое имущество могло быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии со статьей 13 указанного закона после приема заявления и документов, представленных для государственной регистрации прав, орган, осуществлявший государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, проводил правовую экспертизу данных документов.
47. 1 марта 2008 г. Федеральный закон N 28-ФЗ был заменен Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Статья 22 указанного закона, действовавшая до 1 января 2017 г., предусматривала перечень необходимых для постановки на кадастровый учет документов. К таким документам относились документы, устанавливающие право собственности заявителя на соответствующий объект недвижимости. В соответствии с частью 10 статьи 38 указанного закона, действовавшей до 1 января 2017 г., образуемые в результате межевания территории земельные участки должны были соответствовать требованиям гражданского законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. До 1 января 2017 г. данный закон содержал положения, аналогичные положениям Федерального закона N 28-ФЗ (см. выше § 46), что касается приостановления постановки на кадастровый учет и отказа в постановке на кадастровый учет.
С 1 января 2017 г. вступил в силу новый Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Этот закон предусматривает единую систему государственной регистрации недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости путем слияния органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственный кадастровый учет. Статьи 1 и 7 указанного закона провозглашают принцип достоверности сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
49. 21 сентября 2017 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес два определения, N 1793-О и 1794-О, в которых напомнил о принципе приоритета сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, над сведениями, содержащимися в других реестрах.